О поездке на стажировку в Пенсильванский университет. Часть 2.

Как я уже упоминал в предыдущей части, Пенсильванский университет является одним из старейших и престижнейших вузов как в США, так и за их пределами. Несмотря на свои колоссальные размеры, он остается негосударственным. Из его стен вышло много значимых для американцев людей, в частности богатейшие люди планеты Уоррен Баффет и Дональд Трамп. Правда заканчивали они, конечно, совсем не стоматологический факультет. Однако это не мешает ему оставаться одной из самых авторитетных школ по стоматологии во всем мире. Разумеется, этот факт отражается и на стоимости обучения. 1 год учебы в School of Dental Medicine в UPenn обходится студенту с сопутствующими расходами в сумму около 100 000$! Даже для небедных слоев американского общества это весьма внушительные деньги. Поэтому подавляющее большинство учится в кредит, выплаты по которому начинаются сразу после окончания учебы. Процент за кредит не такой уж и низкий, как принято думать - 6-8%. Если не пить, не есть, то после начала самостоятельной практики учебный кредит средний стоматолог может погасить не раньше чем через 5-7 лет. По-моему, такое образование не назовешь доступным! А что же у нас? Для сравнения в наших вузах на платных факультетах (а ведь есть еще и совсем бесплатные!!!) стоматологом можно стать за какие-то смешные 2-3000$ в год. Поэтому сравнивая уровень образования «здесь» и «там», всегда надо помнить о разнице в цене. Деньги всегда причем! Что же имеют студенты UPenn за свои доллары? Что есть разного и похожего между нашими вузами? Стоматологи учатся минимум 4 года (а значит минимум 400 000$ «стоит» диплом стоматолога общего профиля). Если ты хочешь стать "специалистом" с узкой специализацией - это еще от 2 до 4 лет резидентуры (что-то вроде ординатуры в нашей стране) и еще несколько сотен тысяч долларов. С первого же курса активно работают руками – сначала на фантомах, затем на пациентах.

За свои деньги им доступна любая самая современная литература по стоматологии. Если даже книга вышла только вчера, сегодня она уже на полке библиотеки. Если вспомнить, что нас до сих обучают по ветхозаветным учебникам советских авторов, при этом современную литературу в библиотеке не найти, то понятно, что тут мы не у дел. Благо, что сейчас она есть хотя бы в продаже, но купить себе книгу за 15-20-30 т.р. может не каждый студент. А ведь она нужна не одна. К тому же любой студент UPenn имеет по паролю доступ к массивным электронным библиотекам c книгами, статьями и т.п. Поэтому информационный голод уж точно не испытывает.
Кстати, обратите внимание на часы работы библиотеки. Почти все дни недели аж до полуночи.

Если вы студент UPenn у вас есть электронный ключ от многих дверей университетской школы, куда вы можете попасть даже в нерабочее время, например, для самоподготовки. В частности, эти фото я сделал, когда часы показывали уже около 10 вечера. И во многих местах кипит студенческая жизнь – кто-то готовится в библиотеке, кто-то отрабатывает презентацию клинических случаев в аудитории.

Ну а днем здесь все превращается в большой муравейник. Настоящий стоматологический конвейер. Студенческий прием вполне похож на наш и с виду непритязателен, но при этом надо признать, что оснащение значительно лучше. Вспоминая свою практику по терапии с десятком сильно б/у файлов, или по ортопедии, где мы все годы снимали друг другу оттиски купленным на свои деньги альгинатом… Здесь материальное обеспечение не страдает. Тебе дают все, что нужно в достаточном количестве. Все материалы весьма современные, никаких анахронизмов, типа резорцин-формалина не найдешь при всем желании.

Подходишь в специальное окошко, предъявляешь план лечения и получаешь все, что нужно по этому плану. Современные материалы от ведущих производителей в индустрии. Не возбраняется работать и чем-то своим. Для хранения своих личных инструментов у каждого студента на втором этаже есть свой ящик под кодовым замком.

Надо сказать, что пациентов на свой прием тебе нужно искать самому. Это твоя головная боль, где найти полость второго класса на моляре, или пятого на резце, или на первичное лечение каналов. Ты должен найти пациента именно с такой проблемой, договориться и назначить прием в определенный день. И это иногда доставляет трудности. Хотя среди американцев есть немало желающих попасть к студенту на прием, потому что это реальный шанс сделать зубы значительно дешевле, чем в частных клиниках. Ведь позволить себе лечение за рамками страховки (которая к тому же есть не у всех) может далеко не каждый американец. Поэтому контингент студенческого приема весьма разный, отнюдь не только малообеспеченные граждане. Хороший студент уже к выпуску может сколотить себе достаточно приличную базу из лояльных и вполне платежеспособных пациентов. Ведь уже с самого начала у каждого будущего врача есть его визитка, которую получают пациенты для связи с доктором. Да и контроль качества студенческой работы весьма приличный. Сильно «накосячить» точно не дадут. Поэтому средний уровень студенческих работ весьма неплох. Правда в итоге некоторые американские стоматологи в университете работают куда лучше, чем потом в своей собственной практике, когда у них за спиной не стоит ментор, а вся практика подчинена экономии каждого цента. И если брать уровень частной стоматологии в целом, то он никак серьезно не отличается от того, что происходит у нас в более или менее крупных городах.

Но вернемся к студентам… Чтобы понимать сколько и каких манипуляций нужно еще провести, чтобы закрыть свои зачеты по практике, у каждого есть свой доступ в большую университетскую базу. Весь процесс учебы заносится туда, и ты в любой момент можешь посмотреть абсолютно все: свои оценки, своих пациентов, свои хвосты по практике и т.п. Это очень удобно.
Кстати, обратите внимание на обувь студентов на приеме. Бахилы или сменка? Нет, не слышали! И так потом везде, в том числе и в самых дорогих клиниках. Как-то не заморачиваются американцы в этом вопросе. Хотя на улицах отнюдь не идеальная чистота.

Но это мы были на месте подготовки специалистов общей практики. А на специализированных кафедрах, где готовят специалистов, оснащение и вовсе сказочное. Далеко не все частные клиники, даже из числа дорогостоящих, имеют подобные инструменты.
Вот, например, на фото выше пробегали мимо клиники, где готовят специалистов в Perio-Pros (пародонтология+протезирование). Есть все вплоть до минифотостудии с софитами для съемки своих работ. Но поскольку моя стажировка была по эндодонтии, то больше времени удалось провести на знаменитой кафедре эндодонтии UPenn под руководством профессора Kim, портрет которого украшает вход в клинику.

Оснащение у резидентов (что-то вроде наших ординаторов), которые обучаются на кафедре и впрямь завидное. Все рабочие места оснащены микроскопами Zeiss, причем есть и дорогущие ProErgo, все инструменты новые или почти новые, каждому пациенту в 100% случаев одевается коффердам, у каждого места есть визиограф с рентгеновской трубкой. Опять же вспоминаешь наши базовые поликлиники, в которых пациент с открытым ртом идет в рентген кабинет на другом этаже и сидит в очереди, чтобы сделать снимок на этапе лечения… а в итоге зачастую лечение обходится и без снимка по этой самой причине.
Единственное, нет ассистентов. Каждый работает сам, ведь учится быть врачом, а не ассистентом. И опять же у нас на курсе некоторые не особо заинтересованные ребята умудрялись за всю практику ни разу не сесть на место врача, все время «ассистируя» другим, и так и выпускались, ничего своими руками толком не сделав за весь период обучения.

Откуда берется такая роскошь, которой не может похвастаться каждая даже недешевая клиника в самих США? Частично это обусловлено высокой стоимостью обучения. Но не только. Что-то дарят спонсоры. Выпускники этой кафедры, да и доктора со всех уголков мира, приезжающие в большом количестве на стажировку на кафедру – это потенциальные потребители тех инструментов, которые достаются кафедре бесплатно. Привыкнув к хорошему, многие потом и в своей практике хотят иметь инструменты не хуже. Обычный маркетинг и многие компании этим пользуются. Но и еще один источник благосостояния имеется – это выпускники. Добившееся успеха выпускники зачастую жертвуют приличные суммы своей alma mater, о чем и свидетельствуют именные таблички возле некоторых рабочих мест.

Что еще подкупило и удивило – регулярные клинические обсуждения, которые проходят на кафедре. Резиденты часто готовят презентации как по каким-то общим темам, так и по своим клиническим случаям. При этом они учатся не только публично выступать перед большим количеством докторов, но и аргументированно с научной точки зрения защищать выбранную тактику лечения. Не просто «я так решил». При этом иногда получаются весьма интересные дискуссии и преподаватели в них участвуют «на равных». Никакого менторства и «надо делать так». Можешь делать, как считаешь нужным, только аргументируй почему. И это тоже разительно отличается от взаимоотношений студент-преподаватель в наших вузах, где ты можешь получить «неуд», потому что выучил классификацию не того профессора, который возглавляет кафедру в данный момент.
И надо признать, что уровень клинических случаев резидентов весьма высок, как и визуальная составляющая презентаций, потому что делают они их десятками за время обучения. Поэтому и в части качества т.н. спикеров, "опиньонлидеров" наша школа на международном уровне будет еще долго отставать. И вся надежда по большому счету на частную стоматологию, внутри которой в итоге пока и появляются единичные востребованные на западе российские стоматологи-лекторы.
Но не хотелось бы заканчивать сравнение на такой неутешительной для нас ноте. Не все идеально и в заокеанском королевстве.
И надо признать, что несмотря на высокий уровень подготовки, шикарную материальную базу вуза, очень многим американцам такое образование недоступно. Даже в кредит. Да и те немногие, кто все же получает диплом стоматолога, в итоге во время самостоятельной работы запросто скатывается на уровень «сельпо». Не в последнюю очередь в погоне за деньгами, чтобы "отбить" взятые кредиты как можно раньше. И таким образом средний уровень стоматологии далеко не такой высокий, как можно было бы думать.
Да и в бытовом плане… В день перед отъездом из Upenn на Филадельфию пришла страшная «снежная буря», ожидание которой и последствия которой вызывали панику у всех окружающих американцев.

На деле это оказался обычный небольшой снегопад, который действительно парализовал город, потому что по какой-то неведомой причине американцы не признают зимнюю резину. Машины полировали снег на малейших пригорках, на хайвеях скапливались пробки, жизнь замирала… и вопреки ожиданиям никаких толп снегоуборочной техники я так и не увидел. Что и говорить – неожиданный снег в феврале, совсем как у нас!


Остались вопросы? Хотите быть в курсе самых свежих работ, наблюдать за преображениями улыбок онлайн? Добавляйтесь в друзья: Youtube, ВКонтакте

Комментарии

Аватар пользователя Эльдар

Хороший, познавательный отчет. Ждем продолжений.

Аватар пользователя Андрей

Поразительно ! Дополнительное подтверждение тому, что природа человеческая одинакова во все времена и на всех континентах. А многие живут мифами, что ТАМ совсем другая планета ! Кстати, мне преподаватели в ординатуре родного МГМСУ прививали вполне мировые ценности и стандарты, но реальная жизнь в России (а оказывается и в США) отличается так же, как желаемое от действительного. Автору - большое спасибо за интересную информацию и НАСТОЯЩИЙ русский язык при написании отчета о своей стажировке ! Буду рад содержательному совету АВТОРА как пройти похожую.

Аватар пользователя Кирилл Костин

Андрей, спасибо за позитивный отзыв! Что вы имеете ввиду под "похожей" стажировкой?

Аватар пользователя Андрей

Кирилл, здравствуйте ! Под словосочетанием " похожая стажировка" я имел в виду - аналогичная стажировка.

Аватар пользователя Кирилл Костин

Найдите в интернете Next Level Endodontics. У них на сайте вывешено расписание недельного курса 1week Immersion Course, на котором был я, а также других курсов по другим тематикам. Подбираете интересный Вам, оплачиваете и едете) Если владеете английским, ничего сложного. Все, как у нас.

Еще статьи на эту тему