
Согласитесь, довольно частая ситуация, когда после лечения кариеса у терапевта или обработки ортопедом зуба под коронку, последний может начать беспокоить. Один из неоднозначных вопросов, с которым приходится сталкиваться в этот момент пациентам - когда нужно удалять нерв в зубе, а при каких обстоятельствах есть шанс сохранить зуб живым? В действительности этот вопрос не всегда однозначен и для стоматологов. В этой заметке попробуем разобраться, в чем же здесь сложность.
Во-первых, нужно сразу определиться, что "живой" зуб всегда и однозначно лучше "мертвого". Потому что под "нервом" на самом деле скрывается целый орган, состоящий не только из нерва, но и сосудов и других нужных зубу тканей и клеток. И называется все это пульпой. Она обеспечивает зубу и питание, и защиту от любых внешних воздействий. И поэтому без неё нашим зубам сложно расчитывать на долгую и счастливую жизнь.
Но нередко в результате кариеса, травмы или вмешательства стоматолога (например, при обтачивании живых зубов под коронки) может возникнуть воспалительный процесс - пульпит. И вот тут очень важно, насколько этот процесс обратим. Именно это важно определить врачу при выносе вердикта пульпе – казнить ее (т.е. депульпировать зуб) или помиловать (оставить зуб «живым»).
И вот здесь можно сказать, что на 100% достоверных методов диагностики обратимости воспалительного процесса в пульпе пока не существует. Если бы мы имели возможность заглянуть внутрь зуба с микроскопом, то определить жизнеспособность пульпы не составило бы большого труда. Но на живом пациенте проделать это невозможно, такая возможность пока доступна лишь патологоанатомам. Как говорится в довольно циничной поговорке, именно поэтому эти доктора реже всего ошибаются с диагнозом. А что же остается практикующим стоматологам? Как им не ошибиться? Какой дорогой пойти?Остается надеяться на гораздо менее информативные косвенные признаки и подключать свой опыт и интуицию.
Разберем кратко, что же все-таки нам доступно при принятии решения.
1. Жалобы пациента.
Безусловно, один из самых субъективных признаков, однако, иногда весьма информативный. Поэтому бывает достаточно прислушаться к своим ощущениям, чтобы понять, насколько плохи дела у Вашего зуба. Депульпирования наверняка не избежать, если:
- Вы ощущаете довольно сильную ноющую боль, возникающуюю без какой-либо видимой причины, долго не проходящую. При этом она может усиливаться при изменении положения тела (в основном при попытке наклониться или прилечь), также заметно усиливается в ночное время. Обычно в такой ситуации многие бегут в аптеку за пачкой обезболивающего, хотя самое правильное в этой ситуации - звонок своему стоматологу с просьбой о срочном приёме...
- Вы ощущаете ноющую боль не все время, а только от какого-либо раздражителя (чаще всего от холодного). При этом важный момент в том, что эта боль не проходит сразу после удаления раздражителя еще какое-то время (от нескольких секунд и больше).
Если же при контакте с холодом Вы ощущаете лишь короткую моментально проходящую боль, то, вполне вероятно, все для пульпы, может и не сразу, но закончится благополучно. Какие-либо другие ощущения дискомфорта, например, болезненное накусывание или чувствительность при дотрагивании щеткой при чистке зубов, связаны, как правило, совсем с другими вещами и о состоянии пульпы не говорят.
2. Холодовой тест.
Этот пункт плавно вытекает из первого и основан на неадекватной реакции воспаленной пульпы на раздражение (в первую очередь именно на холод). Этим можно воспользоваться в диагностических целях и, так сказать, провести разведку боем. Методика проста, но с налетом легкого садизма. Врач специальным спреем охлаждает ватный шарик и касается им поочередно "подозреваемых" зубов.

Возникающая ответная реакция сравнивается с таковой от заведомо здоровых зубов, которые на 100% вне подозрения (т.е. находятся с другой стороны, на другой челюсти и не имеют кариозных дырок или каких-либо следов предыдущего лечения). Если вдруг кому-то хочется "поиграть в дантиста" и не терпится самому найти больной зуб, то в домашних условиях этот тест можно провести себе самостоятельно, прикладывая поочередно к разным зубам, например, кубик льда из морозилки.
Вообще-то заниматься самодиагностикой бессмысленно, но все же в данном случае может быть полезно, чтобы разобраться с собственными ощущениями, и потом более уверенно тыкать врачу в проблемный зуб.
Надо заметить, что этот метод хорош в первую очередь только для того, чтобы понять какой именно зуб на самом деле Вас беспокоит. Ведь пульпитная боль довольно плохо локализуется, и пациент нередко не может сказать, какой именно зуб не даёт ему покоя. Бывает даже так, что боль от причинного зуба отдаёт в противоположную челюсть. Особенно часто такое случается при пульпитах 8-х зубов (зубов мудрости). Поэтому, если в такой ситуации довериться только ощущениям самого пациента, можно наломать немало дров и депульпировать почем зря неповинные зубы. Судить же о степени выраженности воспалительного процесса, о его обратимости, по холодовому тесту почти невозможно. У каждого пациента "ой-ёёёй" и "ай-яяяй" могут обозначать совершенно разное. Хотя, как и в первом пункте, по продолжительности и выраженности болевой реакции косвенно врач может судить о безнадежности попыток сохранить пульпу живой.
3. Рентгеновский снимок.
Еще одна высокоинформативная для большинства случаев методика, которая совсем бесполезна для определения запущенности и обратимости пульпитного процесса. Рентген также лишь косвенно может помочь выявить проблемный зуб, если есть какие-то сомнения в "виновнике" болевых ощущений. Сама пульпа, как мягкая ткань, на рентгене не дает никаких изменений в случае своего воспаления. Какие же признаки могут помочь доктору заподозрить неладное?
- расположение ранее установленной пломбы вплотную к пульпарной камере


На этом снимке: красной линией отмечена граница пломбы, синей - граница пульпы. Как видно, они довольно близко друг к другу расположены.
-скрытая, незаметная при визуальном осмотре, глубокая кариозная полость в межзубном промежутке
На этом снимке: черной стрелкой показана скрытая кариозная полость, которая образовалась на задней стороне нижнего 7-го зуба под уровнем десны и привела к воспалению пульпы. Причиной в данном случае явилась неудаленная вовремя 8-ка (зуб мудрости).
-наличие дентиклей в пульпарной камере или корневых каналах


На этом снимке: желтой линией отмечена граница пломбы, которая близко подходит к пульпе (ее границы отмечены красным). В толще пульпы из-за хронического раздражения образовался дентикль (отмечен синим).
-небольшое реактивное расширение периодонтальной щели вокруг верхушки корня зуба
4. Электроодонтометрия (ЭОД).
Это старый, если не сказать старинный способ проверить состояние пульпы принципиально все тем же, как и при холодовом тесте, методом. Т.е. пораздражать ее. Только в данном случае уже не низкой температурой, а электрическим током. На этот раз ничего садистского, как обычно всем кажется при объяснении сути методики. Для ее проведения вовсе не обязательно пропускать ток через всего пациента на каком-нибудь электрическом стуле. Достаточно подключить к зубу специальный небольшой приборчик, который генерирует довольно слабые микротоки.
По значению, на которое "откликнется" легкими покалываниями и пощипываниями зуб, можно судить (опять же, весьма приблизительно, к сожалению) о степени жизнеспособности пульпы. Плюс этого метода по сравнению с холодовым тестом в том, что вместо "ой" и "ай" врач имеет дело с беспристрастными показаниями прибора. Другое дело, что на 100% по этим показаниям можно судить только о том, жива ли вообще пульпа, или она погибла смертью храбрых. Все остальное, опять же, весьма условно.
В итоге, что мы имеем? Есть 2 главных проблемы болящих пульпитной (или очень похожей на нее) болью зубов: сложности в некоторых клинических случаях с определением источника боли, и затруднения при принятии решения о сохранении/удалении пульпы. Как мы убедились, объективно разобраться в этих вопросах даже опытному и знающему врачу не во всех случаях бывает легко. Если с первым вопросом все же ошибок можно избежать почти наверняка, то со вторым... пока нет методов объективной оценки состояния пульпы, каждый врач будет принимать решения на своё усмотрение. Кто-то, перестраховываясь, депульпирует все зубы подряд без разбора. Кто-то старается сохранить их живыми. Чем больше данных сможет собрать и правильно интерпретировать доктор, тем риск принятия ошибочного решения сведется к минимуму. Вобщем-то, это железный закон медицины: чем лучше и тщательнее диагностика, тем правильнее и эффективнее лечение.
Что бывает, если все же ошибка допускается? Расскажу один пример из своей практики. Молодая девушка обратилась к доктору с жалобами на ноющие боли в зубах "где-то с правой стороны". Без особой диагностики началось лечение... Сначала был депульпирован один зуб с глубоко стоявшей пломбой, который показался доктору наиболее подозрительным. Боль осталась. Потом - соседний, боль не ушла. Потом были удалены оба правых нормально прорезавшихся зуба мудрости. Боль на какое-то время даже усиливалась... Вместо того, чтобы в этот момент остановиться и подумать, доктор депульпировал еще 3(!!!) совершенно интактных (т.е. нетронутых) зуба с этой стороны, но на другой челюсти. Когда боль не отпустила и после этого, девушка, заподозрив неладное, ушла искать причины в другие места. В конечном счете, у нее была выявлена невралгия тройничного нерва, которая, хоть и не всегда хорошо и быстро лечится, но именно в ее случае довольно быстро ее отпустила на фоне назначенного с помощью невропатолога лечения. Результатом диагностики методом "пальцем в небо" стали 5 совершенно напрасно умерщвленных зубов.
Поэтому так важно максимально полно собрать всю возможную субъективную и объективную информацию, если ситуация запутанная. В этом случае вероятность принять неправильное решение будет стремиться к нулю. Кроме того, стоит стремиться к сохранению пульпы в зубе, не торопиться с радикальными решениями, если есть сомнения. При этом в пограничных случаях всегда нужно отслеживать результат лечения, даже если боль оступила. Холодовой тест, рентген, одонтометрия смогут вовремя выявить бессимптомную («тихую») гибель пульпы и необходимость её удаления. Ведь в противном случае совершенно незаметно около корня зуба может вырасти киста. И тогда уже возникнет риск потери всего зуба целиком.
Комментарии
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Алина (21/03/2012 - 12:12)
Боль адская :cry:
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (21/03/2012 - 19:19)
Алина, по словесному описанию довольно сложно ставить диагнозы.:-) Судя по Вашему рассказу, речь вряд ли идет о пульпите. Но лучше как можно быстрее посетить доктора и разобраться с дефектом, чтобы до этого самого пульпита не довести. Ну, и если клык вырос не ровно, то на это тоже надо обратить внимание. В Сыктывкаре наверняка хватает стоматологов. :-) Вам как минимум неплохо было бы посетить терапевта и познакомиться с ортодонтом.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Светочек (22/03/2012 - 20:20)
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (23/03/2012 - 8:08)
Да, Светлана, она практически посвящена Вашему 16 зубу. ;-)
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь reader (23/03/2012 - 9:09)
и вытекающий отсюда вопрос - можно ли спокойно менять эту пломбу (время подходит) или бор еще больше уменьшит это расстояние и тогда привет пульпит?..
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (23/03/2012 - 15:15)
Никогда. :-? Если зуб спокоен, то зачем попусту нервы тратить? :-)
Можно. Если ее действительно нужно менять. Расстояние уменьшится, только если под пломбой будет кариес, который нужно убрать, или у врача просто рука случайно дрогнет :-)
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь reader (23/03/2012 - 21:21)
пломба большая, в пломбе скол, страшно.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Саша (18/04/2012 - 6:06)
говорят что пульпа востанавливается до 30 лет.
Из вашей практике как часто случайно вскрытыя пульпа вызывала пульпит? Я так понимаю нервы не востанавливаются? и лучьше удалить нервы. Как я могу судить что с пульпа зажила и с зубом всё в порядке?
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (19/04/2012 - 14:14)
Саша, ответы на Ваши вопросы как раз и содержатся в статье. В моей практике "случайно" вскрытой пульпы не было. Были случаи, когда она была вскрыта не случайно, но тем не менее удаление её я не делал. Для этого должны быть выполнены некоторые условия, которые должны знать не Вы, а Ваш доктор. Иногда, если действовать в таких случаях правильно, вполне можно сохранить зуб живым, даже несмотря на вскрытую пульпу.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Eвгения (26/03/2014 - 9:09)
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (26/03/2014 - 17:17)
Евгения, во-первых, заочно я не могу давать комментарии. Лечащему врачу все же виднее. Во-вторых, повышенная чувствительность при нажатии после реставрации зуба бывает. И это далеко не всегда проблема. Понаблюдайте дальше и держите вашего доктора в курсе.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Ирина (08/09/2014 - 11:11)
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (08/09/2014 - 21:21)
Ирина, лучше всего эти вопросы задавать лечащему врачу. Я не могу давать комментарии, не видя ситуации.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь павел (03/08/2015 - 5:05)
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (03/08/2015 - 20:20)
Здравствуйте, Павел! Сложный вопрос, по такому описанию нельзя ни о чем делать выводов. В любом случае будете отстаивать свою претензию в суде. А там... процесс соревновательный. Кто кого. Как и везде.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Александр (07/12/2015 - 13:13)
Здравствуйте Кирилл, я понял вы хороший специалист. Ответьте на мой вопрос.
У меня от пломбы на зубе мудрости(28) откололся кусочек зуба. При полоскании его холодной водой зуб не болел.
Я сходил к стоматологу, которая до этого ставила пломбу на него.
Она мне поставила мышьяк на этот зуб, сказала, чтобы убить пульпу и зуб не болел, хотя у меня зуб мудрости в этот момент не болел и велела завтра идти вырывать зуб. Сказала, что запломбировать его никак невозможно, что мешает щека, но она же его мне 4 года назад пломбировала. Я к ней пришел на консультацию, чтобы она посмотрела можно ли восстановить зуб, а она мне ничего не объясняя поставила мышьяк и только в конце сказала о том, что поставила мышьяк, для того чтобы зуб не болел и сказала, что мне нужно завтра срочно идти удалять зуб. Заставила подписать бумаги, что мне все было разьеснено и я отказываюсь от каких либо претензий иначе откажет в дальнейшем лечении. В связи с этим у меня пара вопросов.
Возможно ли, что она до этого в моем зубе оставила под пломбой кариес, так как временами за 4 года у меня зубы в этой части болели, я их полоскал соленой водой и боль стихла, и еще потому что велела срочно завтра удалять зуб, чтобы замести следы своей халатности и заставила подписать бумаги о снятии с нее ответственности?
А второй вопрос нужно ли было ставить мышьяк, чтобы потом срочно бежать на удаление зуба тем более сейчас при удалении используют анестезию, есть ли смысл за день до удаления зуба ставить в него мышьяк?
И третий вопрос может меня просто культурно ограбили, ничего не объяснив мне поставили мышьяк, даже не спрашивая меня, заставили подписать бумаги и взяли 740 рублей сказав, чтобы я завтра шел срочно удалять этот зуб?
Вот за что они взяли деньги:
оформление документов 230р,
анестезия 280р,
мышьяк 230р.
Стоит ли еще ходить к такому стоматологу или нужно искать честных врачей?
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (09/12/2015 - 8:08)
Александр, мне сложно комментировать ситуацию, не имея никаких объективных данных. Но такое поведение врача и тактика могут быть вполне правильными.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Людмила (23/01/2016 - 14:14)
Здравствуйте! Предстоит протезирование верхней правой пятерки (зуб удален). Будут ставить мост, металлокерамику. Шестерка без нерва, а вот четверка - абсолютно здоровый зуб (делали рентген). Врач сказал, что нерв удалять не будет, просто закроет его коронкой. Читала, что в зубах, на которые будут "садить" мост, перед протезированием нервы удаляют практически всегда. Так ли это, или все-таки по показаниям?
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (30/01/2016 - 19:19)
Здравствуйте! Только по показаниям. Сейчас вполне возможно обходиться без этого.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь дмитрий (11/02/2016 - 16:16)
подскажите вот у мне недавно поставили пломбы врач нервы не удаляла очень сильно реагируют на горячее и холодное сижу на обезбаливающих .не приведет ли это к развитию какой нибудь неприятности и вообще нормально ли это ?врачь сказала что некоторое время побеспокоит и пройдет но чет не проходит .может притерпиться?
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (14/02/2016 - 23:23)
Лучше не терпеть, а показаться врачу.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Светлана (09/02/2016 - 11:11)
Добрый день!
Кирилл спасибо большое за такую полезную статью. Жалко, что наткнулась я на на нее после удаления нерва из зуба)).
Иначе не за что бы не согласилась на предложения доктора выбрать Самой!! что мне дальше делать с зубом...
08.01.2016 выпала пломба, из за того что рядом на 5-ке в августе поставили коронку, и видимо подточили... шестерку.
Зуб без пломбы абсолютно не болел, да реагировал на холодное, но моментально отпускал. Выводы врач сделал подув воздухом, было больно, и по рентгену (пульпа близко расположена), предложив мне самой решать, удалять нервы или нет...
Я совершенный профан в этом вопросе, мой второй зуб в 41 год, спросила, а что Вы посоветуете, как врач.
Вот и удалили((( Конечно, неизвестен исход, что было бы поставь я пломбу, вдруг рука врача бы дрогнула)) Вопрос: Какие варианты развития событий, теперь в моем случае? Коронка? Через сколько поставить... Заранее спасибо.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (14/02/2016 - 23:23)
Здравствуйте, Светлана! Заочно сложно давать советы, что Вам делать с зубом, но часто после подобных процедур требуется протезирование зуба реставрацией, которая защитит его от возможного перелома в дальнейшем.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Наталия (24/02/2016 - 18:18)
Здравствуйте, Кирилл! Оценила качество вашей статьи и ваши толковые ответы комментирующим, поэтому и обращаюсь к вам. Мне 23 года. Две недели назад залечила несколько зубов. Нервы мне нигде не удаляли. Сверлили без заморозки и было почти не больно. Один зуб сверлить было больнова-то. Она поковыряла его инструментом, а потом поставила пломбу со словами, что если потом будет болеть или беспокоить, чтоб приходила к ней удалять нерв. Итак прошло 2 недели. Все пломбы уже не замечаю. А та, про которую она сказала отличается от остальных. Побаливает при накусывании и если надавить на нее ногтем-тоже побаливает. Ощущения есть, но не то, чтобы прям болит. При холодовом тесте не приятно, но и не больно. И ощущения похожи на ощущения остальных зубов. Сейчас мне на пару месяцев предстоит уехать, поэтому нужно стоматологические вопросы сейчас решить. Те вот в чем вопрос: неприятные ощущения в этом зубе сигнализируют о том, что кариес пошел в пульпу и потом будет хуже ( если сейчас не удалить нерв) или есть другие причины, могущие вызывать такие ощущения и ничего не нужно предпринимать?
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (25/02/2016 - 9:09)
Здравствуйте, Наталия! Судя по описанию, вряд ли эти ощущения связаны с близостью нерва. Скорее постоперационная чувствительность. Это либо пройдет само, либо в крайнем случае потребует переставить пломбу.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Наталия (25/02/2016 - 13:13)
Здравствуйте, Кирилл! Большое вам спасибо за толковые консультации. Есть небольшой вопрос. Зубы у меня достаточно хорошие, я молода. Нессколько лет назад откололся небольшой кусочек переднего зуба. Предполагаю, что из-за перекусывания нитки зубами. А недавно там же откололся еще небольшой кусочек. Как с этим быть? Как предотвратить дальнейшие отломы?
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (27/02/2016 - 21:21)
Наталия, заочно трудно давать советы. Как минимум стоит использовать зубы по их прямому назначению) Перекусывание ниток, открывание бутылок к этому точно не относится. А так, конечно, нужно еще много факторов оценивать, что возможно только при очной консультации. С отколом, если он совсем небольшой, лучшего всего сделать косметическую реставрацию световой пломбой.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Татьяна (01/03/2016 - 21:21)
Здравствуйте. Такая вот проблема, год назад мне пролечили верхнюю правую шестерку. Удалили нервы, почистили, запломбировали. Несколько дней назад зуб стал резко реагировать в основном на горячее и теплое, болит при надавливании, а сейчас не сильно, но ноет практически постоянно. Что это может быть? И может ли врач удалить не все нервы из зуба? Спасибо
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (03/03/2016 - 22:22)
Здравствуйте! Чтобы не гадать, лучше всего сделать снимок. Скорее всего потребуется повторное вмешательство в каналы.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Ирина (07/03/2016 - 20:20)
Здравствуйте!
У меня во время еды отломилась нижняя часть переднего верхнего зуба. Зуб живой и никогда не болел. Врач отреставрировал, то в тот же день отреставрированная часть отвалилась. Можно ли ставить на живой зуб коронку, если да , то нужно ли устанавливать штивт?
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (08/03/2016 - 13:13)
Здравствуйте! Коронку ставить на живой зуб можно, штифт в таком случае не нужен.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Анна (12/03/2016 - 10:10)
Добрый день. Спасибо, за хорошую статью. Моя история. Зубы 7 или 8 начали реагировать на холодное и на горячее.пришла к стоматологу.запломбировали мне 8-й зуб поставив постоянную пломбу объяснив,что далеко до нерва.реакция на горячее и холодное не прошла.пришла опять и мне уже в 7-м пломбу поставили правда временную с фотополимеризацией если правильно говорю, чтобы она что то там заполнила:)сказали через два месяца постоянную поставят.В ночь после установки очень болела десна, наверное реакция на анастезию.пришлось пить обезболивающие. Была у врача сказал пополоскать ромашкой и содой, так как кровили десна и немного воспалён карман пломбированного 7-го зуба.Опять пошла к врачу и ситуация с дёснами улучшилась не кровоточат.но присутствует небольшая ноющая боль,к которой я уже привыкла.правда к вечеру она немного усиливается.но обхожусь без обезболивания. Терпимо :-) неакции на горячее и холодное нет,при накусывании тоже все норм. Врач предлагает удалить нерв в 7-Ом зубу. Сделали рентген,ничего не показал.Но вижу что стоматолог сам сомневается удалять или не удалять и в каком зубе!что мне делать?
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (12/03/2016 - 21:21)
Здравствуйте, Анна! Ваш врач на месте не может разобраться, а я, не видя зубов, не имея никакой объективной информации, уж тем более не могу ничего конкретного советовать.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Мария (11/04/2016 - 20:20)
05.04 лечила средний кариес на 36 зубе. Жевать на нем не приятно. Поднывает. 07.04 ходила к врачу, подрезали по прикусу. 08.04 пришла опять из-за ноющих болей (не очень сильные и ночью не болит). Сделали рентген, все спокойно. До пульпы не менее 1мм. Говорит подожди 1-2 недели. 9.04 была у другого врача, говорит постполимериз.боли. Зуб 36 поднывает, несильно, но все равно неприятная ноющая боль. Ночью боли нет. Десна не воспалена. 11.04 была у др.врача. Ещё раз сделали рентген: по снимка чётко видно, что средний кариес, от пломбы до пульпы "как до луны" выразилась врач)) визуально по снимку пульпа спокойна. У меня очень сильный пародонтоз и конкретно на этом зубе корни сильно оголены. Когда она дует на 35 и 37 (тоже его пломбировала вместе с 36) нет чувств-ти, дует на 36 чувствителен именно на корень. Она говорит снимать чувствит-ть зубов пастами и ополаскивптелем и если не пройдёт, то снимать пломбу и переделывать .
Ноет зуб и отдаёт в челюсть и 35. Она говорит такое может быть при чувствительности. А что вы думаете?
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (13/04/2016 - 0:00)
Без объективных данных диагнозы на расстоянии, к сожалению, не поставить. Может быть что угодно, в том числе и то, о чем говорят Ваши доктора.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Anonymous (12/04/2016 - 17:17)
Добрый день! Посоветуйте пожалуйста, такая проблема: лет 15 назад поставил коронку на два дальних зуба (рядом с зубом мудрости) ничего не болело, решил менять коронку -у одного нерв удален, у другого нет, боли нет -врач говорит, что надо и у второго тоже удалять, вдруг заболит, но стоит ли? ведь будет коронка. Что посоветуете? Спасибо
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (13/04/2016 - 0:00)
Сама по себе установка коронки - не показание к удалению нерва, если врач работает по своременным протоколам. Это не более чем перестраховка от возможной переделки свежесделанной коронки, если зуб забеспокоит в короткое время после ее фиксации.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Полина (07/06/2016 - 19:19)
Добрый день! Нахожусь немного в озадаченном состоянии: неделю назад сын 14 лет упал с велосипеда и здорово разбил лицо. Передний верхний зуб сметился вниз на 1 мм. Обратились в стоматологическую клинику, сделали снимок. Корни зубов целы. Но сегодня делали ЭОД и сказали, что нерв отмирает и его надо удалять. Сын в шоке, я тоже. Перелопатила много информации в интернете, ваш блог выглядит наиболее здравомыслящим. Неужели ничего нельзя сделать? Может есть смысл обратится еще к другим специалистам или обождать. Врачи торопят. Я же очень озадачена. Пока все очень красиво - ни потемнения, ни боли. Очень боюсь ошибиться, быстро согласившись с врачом, и погубить хороший зуб.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (07/06/2016 - 21:21)
Здравствуйте! Без объективных данных сложно давать конкретные советы. Но исключительно на показания ЭОД я бы не ориентировался. Это довольно относительный показатель, только если нерв уже окончательно не "умер".
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Полина (07/06/2016 - 21:21)
Спасибо за быстрый ответ!
Сказали, что нерв еще живой, но умирает - сказываются последствия травмы. Отклик ЭОД замедленный. Рекомендуют не тянуть,чтоб не пришлось отбеливать потемневший зуб. Говорят, что уже начинает розоветь вверху (что заметно только специалистам, я ничего не вижу) и реагировать на холод. К хирургу теперь только на контроль, и прямая дорога к стоматологу-терапевту для удаления нерва и пломбирования каналов.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Николай (10/09/2016 - 6:06)
Здравствуйте.
Хорошая статья.
У меня восьмёрка наверху, пломба близко к корню (делали рентген).
Уже пять лет пломбе, и вот начала ныть на неделе, пульсирующая такая боль, уснуть не мог, сильная реакция на горячее была.
Стоматолог сказала, что не мучайся и удали его.
При постукивании зуба - сильная боль была.
После "холодового теста" всё ныло долго, полчаса, сильно ныло.
Потом давить на зуб пару дней было больно, сейчас слегка терпимо.
Я вот думаю, в детстве слышал от отца слово "тройничный нерв", и он говорил, что у него он воспалялся, и отец не мог спать, а потом ещё сестра к стоматологу ходила, и тоже говорил он ей это, и я думаю, может ли это быть нерв, или же это пульпа того, и её требуется того.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (10/09/2016 - 12:12)
Скорее всего пульпа, и скорее всего "того")
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Николай (10/09/2016 - 18:18)
ок, спс, буду удалять.
ладно, зубы мудрости - они вроде почти как лишние, их не так жалко.
в любом случае они сложные в плане чистки, может быть здоровее буду, не будут источником микробов во рту.
врач сказала, что ей верхние мудрости убрали в молодости, и ничего такого, нижние нормально себя чувствуют до сих пор, чуть-чуть выдвинулись, но ничего криминального.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Лидия Есина (31/10/2016 - 8:08)
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, если по краям пломбы (у меня фотопломба на переднем зубе стоит уже 5 лет) образовались темная тонкая полоска на границе пломбы и здоровых тканей зуба от попадания пищи, значит ли это что пломба не герметична и под ней может развиться кариес?
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (22/11/2016 - 21:21)
Если ничего не предпринимать, то вполне может. Если появилась такая полоска, лучше всего подойти на осмотр к стоматологу и попробовать для начала просто отполировать границу. Если это не помогает, значит пора менять реставрацию на новую.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Анна (07/11/2016 - 12:12)
Здравствуйте Кирилл! Спасибо за статью! У ребенка 11 лет лечили кариес на Переднем зубе!!! Врач сказал, что вскрыл пульпу(( поставили временную пломбу с лечением пульпита биологическим методом, сейчас неделю наблюдаем реакцию зуба. Он не болит, но была реакция на горячее, может лучше нерв не удалять, раз он не беспокоит практически? Ужасно жалко...
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (22/11/2016 - 21:21)
Конечно, по возможности стоит избегать удаления пульпы в зубе в таком возрасте. И доктор, судя по Вашему рассказу, именно это и пытается сделать. Наблюдайтесь дальше. Вполне вероятно, что все закончится для зуба благополучно.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Марина (08/11/2016 - 7:07)
Добрый день!
3 недели назад лечила глубокий кариес на 14 зубе.Обратила внимание, что при надкусывании чего-либо твердого (морковь, арбузные семечки) появляется незначительная боль. Сделала рентгеновский снимок и врач сказала, что пломба лежит прямо на пульпе, нужно срочно удалять нерв иначе могу потерять зуб. Врач, которая мне лечила этот зуб, напротив посоветовала не трогать его пока. Вопрос для меня стоит очень остро, так как через неделю я уезжаю в Тайланд. Чтобы вы посоветовали: перестраховаться и удалить нерв, либо все таки не трогать и подождать?!! Боюсь, что длительный перелет,смена климата, постоянное использование кондиционера и тому подобное могут спровоцировать воспаление. Или я ошибаюсь? Спасибо
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Кирилл Костин (22/11/2016 - 21:21)
Я не могу давать четких советов, не владея ситуацией. Но скорее я бы в данном случае прислушался к Вашему лечащему врачу.
Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовал пользователь Анастасия (21/11/2016 - 16:16)
Здраствуйте! Отличная статья, искала как раз информацию и очень похоже совпало с тем, что у меня пломба стоит близко к нерву, но... Собственно проблема в чем: мне поставили пломбу около 5 месяцев назад, все было отлично первый месяц, последующие до сегоднящнего дня дни зуб при надкусывании и нажатии на него болит, не прям ноет, но кушать твердую пищу проблематично. Сходила к стоматологу, сделали рентген, я не профессионал, но вроде как от нерва пломба относительно далеко находится по фото. Врачица прополоскала холодной жидкостью, почти никакой реакции, постучала мне по пломбе - тоже ничего. В общем в итоге прописали пасту обезболивающую, но я пришла домой, потыкала себе конкретнее в одну точку пломбы, в самую глубокую, так скажем, и побаливает. Все таки проблема в чувствительности зуба, но почему тогда так долго восстанавливается или все-таки проблема в близости нерва и неразглядели на фото?
Страницы
Добавить комментарий