Об уровне развития отечественной стоматологической школы

стоматология в России

Сейчас в интернете очень модный тренд - ругать нашу российскую действительность, обличать гнилость системы, взяточников и воров. Откровенно говоря, не хочется идти в этой струе, но, черт подери, так трудно бывает находить поводы для гордости за страну, когда падают спутники, смывает с лица земли целые города с сотнями людей, рушатся свежепостроенные дороги за миллиарды госденег, спортсмены-миллионеры проигрывают все, что только можно проиграть... Честно, хочется искать и найти хоть что-то достойное, хоть что-нибудь, чем можно было бы гордиться. Хотя бы в своем деле, но... увы. Казалось бы, при чем здесь заглавное фото, на котором запечатлены Жаклин Кеннеди и Нина Хрущева?

 

 

В общем, мало для кого в среде стоматологов является секретом, что отечественное дентальное образование настолько прочно и глубоко увязло в советском прошлом, что после окончания мединститута приходится практически с нуля получать актуальные знания, причем за большие деньги. А студенты вузов продолжают и сегодня учиться по учебникам 60-х годов, переиздающихся чуть ли не ежегодно с переставленными туда-сюда картинками. Но что самое прискорбное, в тех же годах остаются и те, кто по должности и статусу должны бы пардон за пафос "нести знамя" отечественной науки. 
Вот на такое видеоинтервью натолкнулся буквально вчера.  До сих пор не могу понять... это всерьез выступает профессор, доктор наук, член-кор. РАМН, который только что буквально возглавлял СтАР (Стоматологическую Ассоциацию России)? Вроде бы в датах выхода этого видео никаких ссылок на 1 апреля не обнаруживается...

 

{youtube}bmsEcBpjHuM{/youtube}

 

Хотелось бы отметить буквально несколько самых выдающихся фрагментов выступления.

 

«Мы являемся свидетелями, когда вроде бы все сделано хорошими руками, нормально поставлены все пломбы, а пломба не держится, процесс в периодонте продолжается. И во многих случаях не было ясно – почему это, какова причина, что нужно делать?»

 

Вот беда так беда... Пломбы не держатся.  Оказывается, это серьезная научная проблема для наших профессоров и академиков. Оно и понятно. Например, за время учебы в институте при прохождении практики я лично ни разу в глаза не видел, чтобы кто-то из преподавателей использовал коффердам. Ну, или хотя бы устно заикался о необходимости его использования при работе в адгезивной технике. Вуз я закончил 8 лет назад, но сомневаюсь, что в этом направлении что-то сдвинулось. Наверняка все те же ватки во рту у пациентов, все те же подкладки/прокладки при лечении кариеса (абсолютно бесполезные, зато ослабляющие прикрепление пломбы к зубу) и прочие пережитки прошлого. От того и существует в головах профессоров проблема под названием "пломбы не держатся".


«Как открытие повлияло на подходы лечения острого пульпита?
Я могу сейчас констатировать - пока никак.»

 

Вот это достойный честный ответ. Как и тонны других "исследований" отечественного розлива. Абсолютно беспощадных к здравому смыслу, и абсолютно никому не нужных для практики. Оно и понятно, фундаментальная наука сегодня  не в почете. На нее не выделяют средств, за нее плохо платят. Стоматолог с руками и головой значительно лучше будет зарабатывать у кресла, чем пытаясь вымучить научную карьеру. Вот и варят наши научные работники свои диссертации как кашу из топора. Вот, например, пара примеров достаточно свежих кандидатских диссертаций с сайта СтАР:

"Особенности мотивации школьников различного пола и возраста г. Барнаула к гигиене полости рта"

"Медико-организационная характеристика врачебного состава стоматологических учреждений и потребность в их последипломном обучении"

Вот за эту "жвачку" (пожевал и выплюнул, никакой пользы) люди получают научные степени и звания академиков. В результате сейчас научные регалии  рядом с фамилией доктора-стоматолога чаще всего говорят, что вместо роста в профессии он занимался какой-то никому не нужной ерундой и мышиной возней вокруг получения приставки из трех букв. И за решением реальных практических  стоматологических  проблем к таким лучше в кресло не садиться. Есть, конечно, отдельные исключения, которые лишь подтверждают общее правило. Понять все это можно: при отсутствии реальных возможностей к проведению действительно серьезных нужных исследований нашим вузам нужно хотя бы создавать видимость какой-то кипучей научной деятельности, выполнять план по рождению новых кандидатов и докторов наук. Так и получилось у профессора Леонтьева... "я тебя слепила из того, что было, а потом что было, то и... назвала научным открытием".

А как еще по-другому относиться вот к этому:

 

«Я еще не успел сказать про одну очень важную вещь: ведь нами не только было определено, что очаги инфекций образуются, а было еще определен характер микрофлоры, откуда эта микрофлора. С помощью специальных реакций, так называемой реакцией ПЦР, мы определили, что эти микробы попадают в зубы из полости рта. Это совершенно точно, что они попадают туда из полости рта.»


Ну надо же... переворот, революция в стоматологии! А мы-то думали-гадали, откуда берутся микробы в корневых каналах? Я, признаться, долгое время грешил на внеземное их происхождение. Правда механизм попадания внутрь зуба был не до конца ясен, подозревал, что просто космическим ветром задувает. А оно оказывается вон там как все устроено...

Нет, правда, это даже не смешно. Очень грустно, что один из главных стоматологов в стране, просто-таки Капитан Очевидность. То, что написано в учебниках по кариесологии 50-летней давности, у нас в России 21 века называется научным открытием. Продолжение этого еще более интригующе...

 

«Очевидно, нужно сейчас подумать над какой-то обработкой кариозной полости при формировании полости для пломбирования, с тем чтобы по системе дентинных канальцев могла попасть, допустим, антимикробная жидкость, которая будет препятствовать образованию таких очагов. Такие вещества есть, и их надо в этих целях опробовать. Кстати говоря, одним из таких подходов может оказаться какое-то рациональное изменение, например, резорцин-формалинового метода. Он ведь обладает способностью глубоко проникать и купировать каналы. Он сейчас не применяется, и не рекомендуется его применять в том виде, в каком он был. А если продумать какой-то вариант этого метода, он вполне может оказаться удобным.»

 

Резорцин-формалиновый метод лечения каналов, имеющий большое количество осложнений (и зуб потом крайне сложно перелечить, и цвет его становится красно-фиолетовым, что очень "приятно" особенно при лечении передних зубов),  во всем цивилизованном мире (в т.ч. и у цивилизованных врачей в России) признан абсолютно негодным. При этом в западной научной литературе пролеченные таким образом зубы называют не иначе как red russian teeth (т.е. красные русские зубы). Называют так, потому что такие зубы западным докторам попадаются только в ртах наших бывших соотечественников. И вот этот доисторический метод наш профессор предлагает реанимировать и вдохнуть в него новую жизнь. Ну не бред ли? Зато как могут порадоваться врачи, работающие в системе ОМС! Ведь в районных муниципальных поликлиниках по-прежнему эта методика в ходу. Значит там сегодня работают в унисон с передовой российской научной мыслью. М-да...

Если вдруг читатели-непрофессионалы не очень понимают о чем речь, то это "открытие" в переводе на что-нибудь доступное...  как если вдруг нам завтра радостно рапортуют, что в сколковском нанотехнологичном центре российские инженеры изобрели смартфон...

 

И напоследок из интервью профессора Леонтьева:

 

«Как зарубежные коллеги отреагировали на это открытие?
Вы понимаете, ведь мы сейчас, если разобраться очень глубоко, живем еще в Советском Союзе. Это объективно, и это признают очень многие. И мы пока очень осторожно выходим на международную сцену, у нас мало людей еще знают иностранные языки. С известной степенью недоверия относятся к нашим исследованиям за рубежом. И мы мало пока делаем для того, чтобы это преодолеть.»

 

А как могут отреагировать на такое "открытие века" зарубежные коллеги?..

 

 

Кстати, это второй честный пассаж профессора за время интервью. Языков мы не знаем, книжек умных не читаем, поэтому изобретаем тут велосипеды с квадратными колесами. Странно, конечно, что иностранные коллеги слабо интересуются нашими велосипедами. Ну да ничего... подождем как они запоют, когда их вторая волна кризиса накроет, и им свои хваленые навороченные мерседесы станет нечем заправлять. Вот тут-то мы им наши квадратные колеса и предложим, у нас-то с ними опыт богатый. И вот тогда будем мы впереди планеты всей, осталось только чуть-чуть подождать.

 

Собственно, к чему в начале была фотография Нины Хрущевой на фоне Жаклин Кеннеди?

 

 

Да, именно так, друзья, и выглядит сегодня наша стоматологическая наука на фоне западной. Что, конечно, опять не дает нам повода и здесь чем-то погордиться.

 

 

Человек слева - Пер Ингвар Бранемарк, поныне здравствующий, еще в 60-х годах прошлого века (!!!) открыл явление остеоинтеграции и стал отцом-основателем современной имплантологии. Миллионы людей во всем мире жуют и улыбаются благодаря открытию этого человека.

Человек справа - один из главных стоматологов России, профессор, академик, только в прошлом году сделал для себя научное открытие, что бактерии в зуб попадают из полости рта. Правда применения своему открытию он пока не нашел...

 

 

И напоследок вопрос к вчерашним студентам. Кто-нибудь из вас во время учебы в институте работал на студенческом приеме с коффердамом при постановке пломб, мыли ли вы каналы хлоркой и ультразвуком при лечении пульпитов/периодонтитов, видел ли хотя бы кто-нибудь в глаза хоть на одной учебной базе стоматологический микроскоп? Я этого не видел, но вдруг  что-то поменялось за те 8 лет, что я закончил не самый последний вуз страны.


Остались вопросы? Хотите быть в курсе самых свежих работ, наблюдать за преображениями улыбок онлайн? Добавляйтесь в друзья: Facebook, Youtube, Instagram, ВКонтакте

Расскажи друзьям:


Комментарии

Аватар пользователя Васильев Станислав
Кирилл, отличная статья! Как же я с тобой согласен! Можно, я дам ссылку сюда из своего блога?
Аватар пользователя Кирилл Костин
Кирилл, отличная статья! Как же я с тобой согласен! Можно, я дам ссылку сюда из своего блога?

Привет, Стас! Да, без проблем.
Аватар пользователя Никита
Это проблема не стоматологии, а образования и управленческих кадров в целом. Вот Вы, например, имея достаточный опыт и багаж знаний, чтобы научить студентов хорошо работать, пошли бы в преподаватели? Думаю, вряд ли. Ведь для этого надо потратить время на получение никому не нужной в наше время ученой степени, а потом еще и работать за копейки. Да и студенты, поступившие в институт, чтобы откосить от армии, энтузиазма не добавляют. То же касается и начальников - те, кто умеет работать, застревает внизу иерархической лестницы. А что делать, если энергия есть, а работать не получается? Конечно же, пробиваться наверх. И всё это, в общем, вполне естественно, только вот одно непонятно, как же "у них" профессионалы пробиваются во власть?..
Аватар пользователя Кирилл Костин
И всё это, в общем, вполне естественно, только вот одно непонятно, как же "у них" профессионалы пробиваются во власть?..

Согласен. Проблема именно в том, что для заползания по гос. карьерной лестнице нужно уметь облизывать нужных людей и подставлять неугодных. Мне лично достаточно было провести всего год на одной из кафедр нашего вуза, чтобы понять насколько мне все это неблизко. А кто-то себя чувствует там как рыба в воде.
Поэтому главный стоматолог России (по должности главный) несет такую чушь по своей специальности. Но я далек от мысли, что это глупый человек, просто он в другом преуспел.
Аватар пользователя Сергей Максимов
Проблема именно в том, что для заползания по гос. карьерной лестнице нужно уметь облизывать нужных людей и подставлять неугодных.

ППКС! Эти ваши интернеты начинают работать по тому же принципу.
Для меня суть и смысл сосуществования коммерческой и государственной практики заключается в том, что первым необходимо совершать технологические скачки в лечении, чтобы зарабатывать средства. Вторым - просто падает зарплата в наследие от величества институтов. "Коммерсанты" обязаны (нет - должны!) плыть в гольфстриме современной специальности, чтобы выгодно отличаться от своих же нерадивых (любое другое слово по вкусу) коллег, чтобы привлечь пациентов. Государственность от недостатка пациентов не пострадает - обилие времени превратится в кафедеральные совещания и прочие "наукоемкие" процессы. Печально то, что многие торгующие организации иностранных представителей - 3М, Керр, Дентсплай и over 9000 других ориентированы на продажи, а не на обучение специалистов. Я был врачом-консультантом русского подразделения 3М и могу с уверенностью сказать, что даже коммерческая тематика обучения курсантов - смехотворна. Почему? потому что представителям компании зарплату платят ежемесячно и независимо от достижений :) плюс рабочая машина, обедики и прочая утварь. Я не хочу обидеть своих прошлых коллег по 3М - есть многие отличнейшие лекционные курсы, но частота их....до обидного мала. Например, свой курс, написанный по заказу 3М я прочитал 2 раза - в Сыктывкаре и СпБ. Хороший и прочный курс из 600 слайдов и 2000 фотографий. С гонораром за курс, равным полудню моего рабочего времени :)
Все, что убивает как государственность, так и представительства иностранных продуктов - фиксированная зарплата :) С которой можно согласиться или нет. Фиксированная зарплата порождает лень на рабочем месте. А избыток времени - увлеченное овладевание искусством анилингуса :) Так то!
Аватар пользователя Михаил
Кирилл, твоя статья - это критикантство. В Вузе не могут научить всему. Кроме того, твои аргументы не подкреплены фактами. Ты много знаешь исследований, доказывающих необходимость коффердама? Более того, есть клиническое исследование, которое доказало, что нет клинической разницы на протяжении 10 лет в успешности пломб, поставленных с коффердамом и без. Так что, прежде чем что-то критиковать следует самому изучить предмет.
Аватар пользователя Никита
Более того, есть клиническое исследование, которое доказало, что нет клинической разницы на протяжении 10 лет в успешности пломб, поставленных с коффердамом и без.

Я не стоматолог, но при беглом изучении темы не заметил упоминания о влиянии коффердама на успешность пломбы. Как-то больше написано про комфорт и безопасность...
Аватар пользователя Сергей Максимов
Кирилл костин? Кто это?

Кирилл Костин - это превосходный стоматолог и еще более превосходный публицист, если Вы, доктор Дантэ, понимаете, что значит публицист....
Я с огромным удовольствием читаю заметки Кирилла, в которых он под очень интересным ракурсом раскрывает банальные в принципе вещи нашей профессии.
Я не хочу сказать, что журналистские наклонности Кирилла преобладают над профессиональными - просто он талантлив не только наконечником, но и пером. Стилусом точнее :)
Аватар пользователя Кирилл Костин
Кирилл, твоя статья - это критикантство. В Вузе не могут научить всему.

Михаил, я понимаю, что ты представляешь отечественную науку, и потому ясен твой протест. :-) Во-первых, ничего личного, не принимай все слова лично на свой счет. Во-вторых, ты о чем хотел бы поговорить? О достижениях в отечественном стом.образовании? Или может быть в науке? Давай поговорим... Твой взгляд изнутри мне очень интересен, даже если наши точки зрения не сойдутся.
Ты много знаешь исследований, доказывающих необходимость коффердама?

А я где-то писал, что пломбы нельзя ставить без коффера?
Так что, прежде чем что-то критиковать следует самому изучить предмет.

Прежде всего не стоит спорить самому с собой)
Аватар пользователя Кирилл Костин

Я с огромным удовольствием читаю заметки Кирилла, в которых он под очень интересным ракурсом раскрывает банальные в принципе вещи нашей профессии.

Спасибо)) А почему ты решил, что осеннее обострение д-ра Дантэ докатилось и до меня?
Аватар пользователя Михаил
Мне не нравится, когда критикуя науку и образование, врачи переходят в разряд "желтых" журналистов. Все-таки медицина основана на доказательствах. Видимо кто-то пропустил этот момент во время обучения в Вузе. Писать заметки только на своих эмоциях и личном мнении - это непрофессионально.
Кирилл, тебе известно, что в 1998 г. Россия объявила дефолт по своим финансовым обязательствам? Что наука и образование к этому времени тоже были в полном ауте? Только сейчас положение стало улучшаться. На мой взгляд, не стоит топтаться ногами по тем, кто на нищенскую зарплату, без оборудования и материалов, без доступа к литературе, учил будущих "светил" мировой стоматологии.
Более того, ни один ВУЗ не готовит высококлассных специалистов - ими становятся. Задача ВУЗа - дать основы, и научить самообучению.
Аватар пользователя Сергей Максимов

Спасибо)) А почему ты решил, что осеннее обострение д-ра Дантэ докатилось и до меня?


По-моему это элементарно :) с учетом осени и стилистики :)
Главное не спорить, а ответить доходчиво....
Аватар пользователя Кирилл Костин
Мне не нравится, когда критикуя науку и образование, врачи переходят в разряд "желтых" журналистов.

Михаил, ну давай будем объективными. Есть за что хвалить отечественную высшую школу? Науку? Если есть, скажи за что. В конце концов ты ближе к ней, может я чего и не знаю.
При этом я все же учился (и не так давно) и реалии нашего образования, после которого надо самостоятельно с нуля учить специальность, мне хорошо знакомы. Профессор из видео просто дал повод лишний раз об этом вспомнить. Почему я cразу в разряд желтых журналистов попадаю? Давай вместе погордимся нашей школой. Предложи только чем именно...

Кирилл, тебе известно, что в 1998 г. Россия объявила дефолт по своим финансовым обязательствам? Что наука и образование к этому времени тоже были в полном ауте? Только сейчас положение стало улучшаться.

Ну дык, я об этом и пишу. Правда не вижу в чем оно улучшается. Имхо оно и до и после лежит в полном ауте и не встает. Или наши специалисты уже стали задавать тон на западе? Или может стало лучше, потому что ты недавно купил новое авто? :P

На мой взгляд, не стоит топтаться ногами по тем, кто на нищенскую зарплату, без оборудования и материалов, без доступа к литературе, учил будущих "светил" мировой стоматологии.

Михаил, только без пафоса! Каждый делает свой выбор. Кому надо три буквы получить к фамилии, кому реально в профессии двигаться. Каждый сам свой путь выбирает. А то, может, и гаишники взятки берут исключительно по высоким мотивам, не доедают, несчастные на нищенской-то зарплате.
Более того, ни один ВУЗ не готовит высококлассных специалистов - ими становятся. Задача ВУЗа - дать основы, и научить самообучению.

Ну, да. Основы. Наши основы - это как если бы в каком-нибудь физтехе будущих атомщиков 5 лет учили добывать огонь трением палочки, а потом отправили бы в путь. "Основы у вас есть - остальное сами узнаете!"
Аватар пользователя Михаил
Расскажу историю об "изучении с нуля специальности"... Мой сокурсник - Иля Мэр, тоже любитель покритиковать российское образование. Заявлял, что в России он ничему не научился, и все, что знает - получил в Израиле. Мы с ним спорили лет десять назад: я говорил о том, что биологические методы лечения пульпита имеют право на жизнь (именно на это направлена тверская и питерская научная школа), а он утверждал, что любая травма пульпы - это экстирпация и обработка корневого канала. И также как ты, Кирилл, смеялся над отечественными профессорами. Год или два назад он показал свой случай витальной ампутации. Понадобилось 10 лет практики, чтобы он дошел до того, о чем говорили в ТГМА.
Аватар пользователя Кирилл Костин
Расскажу историю об "изучении с нуля специальности"... Мой сокурсник - Иля Мэр, тоже любитель покритиковать российское образование.

Не очень понял к чему твой пример. Какую-то спорную частность ты хочешь притянуть к неким достижениям... И больших высот добилась питерская и тверская школа даже в этой малой частности? Вы поставили на поток равноуспешные экстирпационным методики витальных ампутаций? К нам едут со всего мира перенимать этот опыт?
Да и насчет Ильи, я думаю, он и сегодня от своих слов о нашем образовании не откажется.
Я не знаю ни одного "продвинутого" российского стоматолога, который бы стал таковым, никуда не выезжая, пользуясь только "внутренними" знаниями, которые бы начерпал из бестселлеров Боровского, Копейкина и прочих заслуженных деятелей отечественного розлива.
Аватар пользователя Михаил
Такое впечатление, что ты учился где-то в другой стране. Например, в моей группе учился грек. Правда мы встречались с ним чаще в кафе, чем на занятиях и при мне он не закончил ВУЗ. У нас был отдельный деканат для иностранных студентов.
Те, кто хочет получить знания - тот их получит, остальные - будут рассказывать о плохих преподавателях.
Более того, соглашусь с тобой, что есть "тренд" среди "продвинутых" современных стоматологов, которые показывают "кейсы и фишки" - а на самом деле, - комиксы, потоптаться на отечественном образовании. Здесь отметились и Мер, и Соломонов, и Орджоникидзе. А в эту субботу я был на лекции Дмитрия Рузанова - он пиарил учебник шведского стоматолога по кариесологии, говоря, что только из него мы узнаем о внутреннем и наружном слое кариозного дентина. Такое впечатление, что все вышеперечисленные были двоешниками в институте - и поэтому ругают преподавателей.
Исследование, о котором рассказывает профессор Леонтьев, было выполнено на базе Кубанской медакадемии - это один из лучших вузов страны. Там учебный класс для студентов оснащен эндомоторами и апеклокаторами. Тебе еще не стыдно за свои слова?
Аватар пользователя Михаил
Микрофлора бывает аэробной и анаэробной - и может попадать в пульпу различными путями.
И этот вопрос изучали не только наши ученые:
http://www.medenta.ru/medenta/statia/index.php?ELEMENT_ID=77241
Кирилл, ты не хочешь посмеяться заодно над Джузеппе Кантаторе, Engstrom, Abou-rass и другими?
Современные "великие" стоматологи знают только слово "кейс" и "фишка", а какие-то бактерии в пульпе - это уже не для их гигантского ума.
Аватар пользователя Сергей Максимов

Исследование, о котором рассказывает профессор Леонтьев, было выполнено на базе Кубанской медакадемии - это один из лучших вузов страны. Там учебный класс для студентов оснащен эндомоторами и апеклокаторами. Тебе еще не стыдно за свои слова?

Миша, стоматологическое образование в ВУЗах сейчас - это цирк с конями. Стране нужны качественные стоматологи, а не нано-специалисты в теоретической и прикладной стоматологии.. Современного выпускника нельзя взять даже ассистентом - потому что он ровным счетом ничего не понимает в происходящем - его голова забита "кариес-пульпит-периодонтитом" с архаическим подходом к лечению, а элементарнейших навыков и понимания нет.
Возьмешься ли ты отрицать, что современный подход к ЛЮБОЙ манипуляции сейчас протоколирован? Почему не учат? У меня пример перед глазами - моя ассистентка, проработавшая со мной 3 года восстановилась в Академии на 4-й курс, сейчас заканчивает 5-й.
Если раньше она интересовалась стоматологией, знала и, в принципе, могла делать несложные работы, то сейчас это ОБОЛТУС. Большими буквами - стоматология ей неинтересна, это сменилось ожиданием, когда она получит диплом и займет место у станка в качестве Доктора. Тщеславие и возвышенность при абсолютном нуле знания (и уж тем более умения) современных тенденций. Кто все это сделал с ней? Я тебе отвечу - доценты, проХфессора госучреждений.
В свое время государственная машина имела в своем штате лучших, потому что альтернативой было - райбольничка или поликлиника для "народных масс". Сейчас чем дальше от этих ***ноделов, тем лучше.
Аватар пользователя Сергей Максимов
Орджоникидзе,Рузанов,Мер,Соломонов тебе неугодны? Они МОГУТ заинтересовать молодых (и не только) докторов, "зажечь" их профессией. В том числе и собственным примером. Что могут современные преподаватели ВУЗов? Нет....давай так - Что они знают, чтобы передать молодым докторам? Содержание методички назубок? Когда они САМИ последний раз были на курсе того же Кантаторе? Я видел там только Чиликина... и то он явно не для студентов старался,а для собственных курсов.
Так что Миша неправ ты, защищая ВУЗы. Это палаческая машина будущих пациентов.
Аватар пользователя Михаил
Мне не нравится критиканство из их уст. Т.е. толком не разобравшись в предмете - начинают вопить про плохих преподавателей. Как выяснилось, Кирилл Костин тоже облажалася - он просто не знал и поленился посмотреть, что подобные исследования выполнялись и выполняются зарубежом. Там конечно - только боги, а у нас - подмастерья.
Тоже самое произошло с Гиви Орджоникидзе - в статье после пафосного изобличения отечественного образования он решил приоткрыть "секрет". "А Вы знаете, что наши преподаватели даже не знают о том, как надо цементировать коронки?" Оказывается, по мнению Гиви цемент нужно класть только на дно. Он не дал ни одной ссылки на исследование - почему нужно делать именно так. Подозреваю, что он просто почитал на ночь книгу Массирони. Но если бы он читал днем, то обратил бы внимание, что сам Массирони аргументирует это тем, что "там находиться депо для цемента, и поэтому его нужно заполнить в первую очередь". Массирони ошибся - депо было создано, чтобы туда уходили излишки цемента. Вместе с Массирони ошибся и Орджоникидзе - но зато потоптался на нашем образовании. Вот такое критиканство, отсутствие научного и доказательного подхода в критике меня и не устраивает.
Аватар пользователя Сергей Максимов
Мне не нравится критиканство из их уст. Т.е. толком не разобравшись в предмете - начинают вопить про плохих преподавателей.

Доказательная медицина?
Ок, давай метафорично - собака упала в канаву: пока Костин с Орджоникидзе будут прыгать в канаву, кидать ей веревку и пытаться поймать в сачок - ВУЗ (собирательный образ) будет считать и анализировать "какова в целом плавучесть собаки в этом возрастном периоде", "влияние сточных вод на вес и способность сопротивляться воде". Первые делают то, что могут , вторые тоже, что могут. Первые мне ближе.
Что касается Гиви, то его циркониевые колпаки удовлетворяют самым критичным требованиям, Соломонов фактически перевернул подходы к эндо в нашей стране после RedRussianTooth, Мер и Рузанов - популяризаторы техник и методов. То есть если взять суммарно их вклад в ПРАКТИЧЕСКОЕ здравоохранение, он получится покруглее чем у стеклянных опор Арутюнова или титановых Карапетяна. Может ты читал книжку Чиликина?
Медвуз можно сравнить с вкладом правительства в нацию :)) Они есть? Да. Все.
Посмотри видео круглого стола в "АиФ", где свое веское слово против слов Давидяна-Бахуринского извергает Малый и Максимовская. Критерий оценки: "Мы-профессура, нас все знают! А вы кто? Коммерсанты..." нечто похожее в Спб с губернатором - "мы - власть,решаем проблемы, а вы - жлобы".
Я согласен с тобой в той, части где ты говоришь о том, что ВУЗ дает основы. Те, кто чего-то хочет - достигает сам. Аллегорично - боцман, который бросает круг утопающему - авось и выберется. Но когда речь пойдет о здоровье будущих пациентов "авосем" отделываться нельзя! Не имеем мы на это права.
Продвигаешь НИИ - я согласен всеми руками. Но практическую часть надо менять кардинально, взяв за основу опыт иностранных коллег, а не Федорову-Володькину с Ильиной-Маркосян....
Я выражаю лишь свою точку зрения и видение проблемы.
Аватар пользователя Сергей Максимов
Кирилл, если что не так со ссылками, сорри.
http://www.chilikin-v-n.ru/node/54

после перечисления всех регалий достаточно ознакомиться с курсом программы и лично оценить степень увеличения при эндоработе у ДМН...фото присутствует. :cry:
Аватар пользователя Михаил
Медицина - она всегда основана на доказательствах. Ее в принципе другой не бывает. Просто кто-то об этом забывает. Об этом всем в Вузах рассказывают. Напомню слова Гиппократа: "Знать - это одно; верить, что знаешь - совсем другое. Знать - это наука, но верить, что знаешь - это невежество". И критика тоже должна быть аргументированной. Я тоже критиковал профессора: http://www.dental-revue.ru/index.php?page=03&subPage=02&artId=42
Найди 10 отличий с критикой Кирилла.
Надеюсь ты понимаешь, что закрыть все Вузы и выдавать дипломы после курсов Ильи Мера - это бред!
Аватар пользователя Сергей Максимов

Надеюсь ты понимаешь, что закрыть все Вузы и выдавать дипломы после курсов Ильи Мера - это бред!

C этим никто не спорит.

Миша, пока существовал iron wall - все наше было самым-самым. Включая медицину. Остальной мир "загнивал". 25 лет назад мы сделали открытие, что не одни на планете, а последние 10 лет пришло осознание, что по отдельным позициям мы в каменном веке.
Сейчас у нас все "нано" с теми же Чиликиными-Арутюновыми, что и при железном занавесе. Вот тут и надо менять что-то.
Не объяснять студентам, что при периодонтите "надо открыть зуб и на время приема пищи закрывать ваткой" благо, что стартовый набор кофера, который сейчас стоит как дорогая бутылка вина, а "Белизна" - в каждом хозяйственном...
Почему государственные ВУЗы не обращают внимание на "коммерсантов", которые не отказали бы преподавать студентам?
Зачем ходить далеко в инновациях, когда можно просто ввести в образование понятие "биологическая ширина"?
Вся эта ситуация напоминает АвтоВАЗ. И в бОльшее недоумение вводит, что это говоришь ты, который посещает почти каждый стоматологический ивент.
Как бы ты сам оценил преподавание в ВУЗе?
Аватар пользователя Михаил
Я не могу оценить преподавание в Вузе, но моя племянница учится сейчас, и я поспрашиваю ее. Она и навела меня на эту тему.
Весь этот спор - ради нее, чтобы показать - врач должен опираться на аргументы, а не на эмоции. Если бы Кирилл Костин почитал зарубежные исследования на эту тему, то не стал бы выставлять себя перед всеми дураком. Надеюсь у него хватит смелости или удалить эту запись или извиниться.
Аватар пользователя Сергей Максимов
Катон Старший

привел достаточно доводов,чтобы изменить твою точку зрения.
не вижу за что нужно извиняться и тем более не вижу глупости в статье.
Аватар пользователя Михаил
Кирилла рассмешило то, что ученые стали выяснять: что за бактерии в пульпарной полости. Его умишко не смогло понять, что ученый не может полагаться на "авось". Все нужно доказывать. И такие же исследования выполнялись зарубежом.
Что касается "коммерсантов". То они никак не пересекаются с Вузами. Обычно их лекции и курсы направлены на такие нюансы профессии, что нужно обладать определенными мануальными навыками и теоретическим багажом, чтобы понять, проанализировать и использовать в своей практике. Поэтому когда отечественные лекторы начинают стонать о низком качестве обучения в Вузах, то они - просто глупы и понтуются, не понимая, что тем самым опускают уровень своих лекций до самого низкого.
Аватар пользователя женя

К сожалению,отечественная стоматология действительно в каменном веке. Боюсь,что ситуация как и в автопроме. Сравните приору с порше панамера. Тоже самое будет,если сравнить наконечник каво или нск и казанский наконечник. Да простят меня мои преподаватели,но научная деятельность на кафедре- НИ О ЧЁМ! Я-патриот России. Но не могу гордиться отечественной стоматологией. Научные сотрудники кафедр,примените свой ум для создания хотя бы необходимого для работы русского стоматолога. Не надо мечтать о межгалактических перелетах в своих диссертациях. Не надо пытаться вылечить пульпит витальными методами. Выпустите на отечественный рынок нормальный наконечник,установку,артикулятор с лицевой дугой,пломбировочный материл,цемент и т.д. А тем докторам,которые переняли иностранный опыт и делятся им с русскими стоматологами,надо сказать большое спасибо!

Добавить комментарий

ВКонтакте комментарии

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ